Научные исследования достоверно показывают, что пребывание в детских интернатных учреждениях отрицательно влияет на все сферы формирующейся личности. Практически по всем показателям биологических вредностей (патология беременности и родов, энцефалопатия, недоношенность, респираторные заболевания, инфекции и проч.) дети-сироты раннего возраста значительно превосходят родительских детей (соответственно 88% и 14%). В этой связи Айзенберг Б.И. и Кондрашин В.И. предположили, что сочетание негативных биологических и социальных факторов пре- и постнатального развития, позволяет с высокой степенью достоверности выделить детей-сирот раннего возраста с первично сохранным интеллектом в «группу риска в отношении задержки психического развития».

Психологическим фактором попадания интеллектуально сохранного  ребенка-сироты в данную группу является особое психическое состояние - психическая депривация, которое возникает в условиях ограниченных социальных влияний. Психическая депривация проявляется как в виде легких изменений личности, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, так и в виде грубых поражений развития интеллектуального характера. Психическая депривация представляет пеструю картину невропатологических признаков и соматических особенностей (Лангмейер И., Матейчек З.).

Генетико-психологические исследования последствий любого вида депривации, как правило, прямо или косвенно свидетельствуют о роли социальной среды в психическом развитии. Большинство ученых сходится во мнении, что депривация негативно влияет на процесс развития, но понимание психологических механизмов и размеров этого влияния окончательно не выяснено. Различные авторы обращают внимание на комплексное недоразвитие детей-сирот: дисгармонию интеллектуальной и несформированность эмоционально-волевой сферы, искажение общения со взрослыми и сверстниками, слабую ориентированность на будущее, ситуативность в мышлении и поведении (Дубровина И.В., Коробейников И.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Прихожан А.М., Смирнова Е.О., Соколова Н.Д. и др.).

Особенно тревожно звучит вывод, к которому пришли Галигузова Л.Н. и Мещерякова С.Ю. о том, что с самых первых месяцев пребывания в доме ребенка малыши начинают отставать в развитии от своих семейных сверстников. Это отставание на каждой возрастной ступени приобретает качественное своеобразие и не компенсируется в ходе взросления ребенка в условиях интернатного учреждения.

Социальная ситуация развития и особый психологический статус являются ограничительными рамками, в которые необходимо вписать процесс социального развития ребенка-сироты. В  дошкольном возрасте ребенок наиболее сензитивен к социальным явлениям, взаимоотношениям между людьми.

С целью изучения особенностей социальных представлений воспитанников общеобразовательного детского дома был проведен сравнительный эксперимент. Известно, что осознание смыслов происходящих явлений и ситуаций, то есть переход чувственных образов и впечатлений во внутренний план, происходит в процессе деятельности. Вместе с тем результаты своего приобщения к культурно-историческому опыту человечества ребенок активно отражает в повседневной практической деятельности - игре, рисовании, конструировании, общении и др. Исследовался актуализируемый в основных видах детской деятельности социальный опыт дошкольников, воспитывающихся в семье и проживающих в детском доме. Всего в эксперименте приняли участие 72 воспитанника детских домов г.Москвы от 4 до 8 лет по 18 детей в каждой возрастной группе и 36 дошкольников из семей, посещающих московский детский сад в возрасте от 4 до 7 лет по 12 детей в каждой возрастной группе.

Результаты эмпирического исследования статистически достоверно указали на своеобразие социального развития дошкольников в детском доме. Отметим главные показатели:  социальная перцепция направлена преимущественно на предметные действия людей, а не на отражение их взаимоотношений. Представления о социуме фрагментарны и жестко привязаны к конкретной ситуации, поэтому не включены в систему связей с другими предметными и социальными и ситуациями. Ребенок, живущий вне семьи, центрирован в основном на взрослых, сверстники же остаются вне зоны социальных отношений. Социальные представления   недостаточно подвижны и функциональны, поэтому они мало пригодны для воссоздания в игре, рисовании, речи.

Таким образом, у дошкольников-сирот имеется проблема «врастания в человеческую культуру» по всем определяющим направлениям. Дети испытывают существенные трудности проникновения в смысл человеческих отношений в связи с тем, что возможности овладения психологическими средствами познания социальной действительности у него ограничены. Эти ограничения обусловлены дефицитом содержательного, соответствующего возрасту, общения со взрослыми.

Выводы для шефства

Социо-культурное развитие детей в учреждениях интернатного типа протекает в условиях, отягощенных материнской депривацией и особым психологическим статусом.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом онтогенеза индивида к усвоению социо-культурного опыта.
Дошкольники в детском доме испытывают значительные трудности «врастания в культуру» в связи с дефицитом основного ресурса развития - полноценного общения со значимыми взрослыми.