Теперь вы шеф и отчасти именно от вас зависит, каким будет детство у вашего подшефного. Каким он увидит и запомнит этот мир, что нового узнает о нём, чему научится.
Конечно, в общении с ребёнком, а особенно любимым, вы должны всё делать так, как у вас лежит на сердце. Учите ребёнка тому, чему считаете нужным, пытайтесь уловить его интересы и дать возможность в них развиваться, рассказывайте ему истории и т.д. Родительству, как говорят, не учатся.
Но всё-таки вы находитесь не в самой простой ситуации. Ребёнок всё-таки не ваш, живёт не с вами и не имеет возможности видеться каждую минуту. Ко всему этому он имеет свои особенности, ведь он находится в специфических условиях. К тому же ему пришлось пережить травму.
Родителем вы ему не станете, а вот близким родственником, названным братом, другом да. Поэтому отношения с ребёнком нужно выстраивать определённым образом.
Есть несколько необходимых правил, которым обязательно придерживаться, чтобы избежать непоправимых ошибок:
1) Не спешить.
Никогда не спешите слишком быстро выбрать подопечного. Всё-таки стоит в начале узнать его получше. Тянется ли он к вам? Также ребёнок обязательно должен быть приятен и вам, иначе вы скоро от него устанете.
На ранних этапах знакомства просто общайтесь с ребёнком, на котором сконцентрировали внимание, не акцентируя это при детях.
2) Действовать последовательно.
Или не давать ребёнку надежд. Начинать нужно всегда с малого. Не спешите дарить ему подарки, выполнять его любые просьбы и желания. Лучше на первых порах вообще от этого воздержаться. Необходимо наладить простой и дружеский контакт. Ребёнок не должен вас воспринимать как "доброго дядю" или спонсора, который приехал для того, чтобы ему что-то подарить. Прежде всего, он должен увидеть в вас человека.
Для этого вы просто общаетесь с ним. При этом вы ничего не обещаете, ведёте себя весьма сдержанно (не позволяете на вас повисать, требовать подарки, рассказывать личную жизнь, давать номер мобильного и т.д.). Это может быть и обычный разговор, или общение в форме игры, анкеты, занятия.
3) Налаживание контакта.
Ребёнок вас уже знает и вы знаете его. Когда вы приезжаете, он уже искренне рад вам. Можно сказать, что вы подружились. Он встречает вас, как своего знакомого, и готов идти на контакт.
4) Действовать плавно.
На самом деле, от простого дружеского контакта, когда ребёнок вам рад и с удовольствием с вами общается, до шефства, нет пропасти. Переход этот очень плавный и еле уловимый.
Вы просто развиваете ваши отношения, больше проводя времени вместе. Если это совсем малыш, больше играйте с ним, приглашайте на прогулки, если это разрешает администрация. Разговаривайте с ним, интересуйтесь его увлечениями. Если это ребёнок постарше, больше разговаривайте, интересуйтесь его планами на будущее, говорите как со взрослым. Скоро вы сами поймёте, в какую сторону его лучше развивать, с какой периодичностью можно дарить и какие подарки, о чём разговаривать, чем заниматься, чему научить.
5) Не перегорать.
Беда многих волонтёров. Радостные и воодушевлённые бегут они на каждую встречу, испытывают счастье от каждого звонка, они словно готовы горы сламывать на своём пути.
Эмоции зашкаливают, энергии много, хочется сделать всё и как можно больше.
Возможно, это и не в такой степени, но, как правило, хотя бы в слабой форме это переживает почти каждый волонтёр.
А приводит это к тому, что через какое-то время он выгорает. Далеко не сразу. Может пройти целый год. Но в какой-то момент он понимает, что уже не видит ни в чём смысла. Особенно, если его никто не поддерживает. Он считает свою помощь мизерной, глупой и даже не нужной. Вместо встречи с подшефным он предпочитает погулять с друзьями, съездить на море или отлежаться в постели.
И это нормально. Беда в том, что он слишком много энергии тратил на ранних порах. И случается так, что вся эта энергия слишком рано выгорела. Он не умел тратить её разумно, правильно и дозированно.
Нам всем нужен отдых. И никому не следует отдавать все свои силы на то, чтобы каждую минуту мчаться к подшефному, всё время думать о том, как его обрадовать и слишком эмоционально переживать каждую встречу. Отдавайте вашу силу, но отдавайте её понемногу.
Необходимо отдыхать, развлекаться, общаться с друзьями, ездить на море. Вы должны быть всегда полны сил и радости. Только тогда вы будете достаточно сильными, чтобы помогать вашему подшефному.
6) Быть определённым.
Когда вы сблизитесь настолько, что уже будете отдавать свои старания и любовь конкретному ребёнку, важно быть с ним открытым, честным и определённым.
Важно построить ваши отношения так, чтобы он воспринимал вас как друга, который готов помочь в любой беде, а не как потенциальную семью.
Не стоит смущаться и неопределённо отвечать ребёнку на прямые вопросы. Честно скажите ему, что вы его друг и брать не имеете возможности. Честность подарит как ясность в ваших отношениях, простоту, так и предостережёт от лишних проблем, как вас, так и вашего ребёнка.
7) Желательно вести дневник.
Дневник является формой саморефлексии, понятия себя, своих целей и возможностей.