Все детдомовские дети старше 2-3 лет не смогли сформировать надёжной привязанности, развиваются медленно, не имеют здоровой модели отношений, умения сформировать привязанность, относиться к миру с доверием, некоторое компенсировать уже невозможно.
Они не получили опыта надёжной привязанности в раннем детстве, даже в присутствии заботливых нянечек и профессионалов.

Так что ВСЁ компенсировать не смогут даже приёмные родители, но и они, и даже шефы, могут скорректировать структуру поведения и Я-концепцию на более поздних этапах развития, о чём можно будет почитать в статьях других авторов.

Если бы у детей самого раннего возраста (0-3) была привязанность хотя бы к шефу, который бы посещал малыша несколько раз в неделю, многие нехорошие последствия можно было бы избежать.

Привязанность на ранних этапах играет очень важную роль, но на более поздних этапах детства её дефицит можно компенсировать.
В нашем случае, это шеф, который действительно поддерживает длительные, тёплые, доверительные отношения с ребёнком.

Все дети в детских домах имеют синдром госпитализма, находятся в состоянии анаклитической депрессии и стремятся к вторичной (после разлуки с матерью) привязанности. Это естественная потребность, которая должна быть удовлетворена на максимально возможном уровне. Если нет приёмных родителей, то это возможно в некоторой степени скомпенсировать шефами, правильно строящими свои отношения с детьми.

Если шефов исключить из жизни детей, им придётся строить ненадёжную привязанность с воспитателем, что является гораздо более пагубным вариантом.

С помощью учёта различной истории ребёнка можно понять и разное его поведение. А значит, и подобрать к каждому ребёнку свой подход. С пониманием отнестись к проблеме ребёнка и знать её причину.

Ребенку нужен друг, способный к пониманию,— тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни. Для нормальной самооценки, полоролевой идентификации и удовлетворения потребности в интимной близости им нужна безусловная любовь, тёплые, доверительные отношения. Воспитателю, как было сказано выше, опасно брать на себя такую роль. Близкий взрослый может не только обучить навыкам, но и доставить ребёнку интимные отношения, которых не может ему обеспечить ни один даже квалифицированный профессионал.

Как нужно обучать детей навыкам?

Лекции детям читать можно сколько угодно, но результат может оказаться нулевым.
Если беседа хоть как-то может повлиять на взрослого человека, ребёнок, который пока в силу возраста и специфики развития не умеет придавать большое значение словам, особенно, настолько абстрактным для него, вслушиваться, осмысливать, не умеет их применять на практике.

У него просто ещё по норме развития доминирует наглядно-образное мышление. Формальные операции формируются лишь к 15 годам, в ситуации сирот это может затянуться и позднее. Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций  - способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть.

Для усвоения навыков ребёнка необходимо вовлекать в деятельность, показывать наглядные образы, давать возможность делать что-то самому.

Главная причина депрессий, особенно у ребёнка - неудовлетворительные отношения с близким взрослым во время детства или же их отсутствие.  Регулярный опыт понимания и адекватного удовлетворения потребностей, как физических, так и эмоциональных, формирует картину мира понимающего, принимающего, которому можно доверять. И наоборот, недостаточность такого опыта становится для ребенка свидетельством того, что мир жестокий, непонимающий, доверять ему нельзя.

Следовательно, ребёнку, хотя бы на более поздних этапах, необходимо предоставить возможность установления доверительных отношений.

Социо-культурное развитие детей в учреждениях интернатного типа протекает в условиях, отягощенных материнской депривацией и особым психологическим статусом.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом онтогенеза индивида к усвоению социо-культурного опыта.
Дошкольники в детском доме испытывают значительные трудности «врастания в культуру» в связи с дефицитом основного ресурса развития - полноценного общения со значимыми взрослыми.

Дети в детском доме явно испытывают потребность во внимании взрослого, доминирующем мотивом общения является потребность во внимание и доброжелательности. Ребёнку дошкольного возраста гораздо важнее любых разговоров с воспитателем непосредственный физический контакт с ним. Недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками.

Дети в детских домах лишены важного для психологического благополучия переживания своей значимости и ценности, уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности; во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. Дети-сироты с дошкольного возраста не чувствуют привязанности к сверстникам, к взрослым. Таким образом, у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, недостаточно сформирована игровая деятельность, детям не хватает личного внимания и любви со стороны окружающих их людей.

Воспитанники детского дома не так успешны в решение конфликтов в общение с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивно решать конфликт.

У ребёнка в детдоме наблюдается неуверенность в том, интересуется ли им воспитатель, принимает ли его, любит ли его.

Подобные трудности в общении с взрослыми могут быть связаны с тем, что ребенок в детском доме с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях.

Потребность в доброжелательном отношении взрослого сочетается с глубокой фрустрацией в интимно-личностном общении с ним.

В воспитании, особенно подростков, необходимо уважение к ребёнку как к личности.

К 10 – 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируются «способность не углубляться в привязанности», поверхностные чувства, иждивенчество, осложнения     в становление самосознания и другое. В общение таких детей присутствует назойливость и потребность в любви и внимание. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой – острой аффективной окрашенностью.

В детских домах ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, причем сам он не может предпочесть ей какую- либо другую группу.

Всё это очередной раз говорит о том, что ребёнку необходим длительный интимно-личностный контакт с близким взрослым.