У детей, воспитывающихся в детских домах (особенно с самого рождения) возникает ситуация диффузности опекающего взрослого. Один воспитатель не в состоянии решить все аффективные задачи каждого ребенка. В соответствии с эмоциональным реагированием на ситуации расставание с взрослым или потери его внимания выделяется несколько различных по степени аномальности типов привязанности у детей, воспитывающихся в детском доме, в зависимости от того каким образом ребенок ведет себя в таких ситуациях. М.К. Бардышевская выделяет несколько групп (параметр – эмоциональная недостаточность):

1. группа «избегающие дети». Это дети с наиболее тяжелыми состояниями. Раннее развитие протекало очень неблагополучно. Отказ матери, приведший к депривации, был отягощен соматической ослабленностью ребенка. Период привыкания к группе детского дома может длиться несколько недель или месяцев. Реакцией на близость с взрослым является агрессия, но эта агрессия является проявлением незащищенности и отчаянием. Компенсация эмоциональной недостаточности происходит за счет контакта с другими детьми, к которым «избегающий» ребенок не испытывает страха. В таком взаимодействии агрессия вычерпывает себя до конца.

2. группа «цепляющиеся дети». В эту группу входят дети, воспитывающиеся в детских домах с рождения. Такие дети стремятся к установлению и сохранению телесного контакта с взрослым. Реакция на любого взрослого – доверие. Выделение какого-либо одного взрослого в качестве «своего» может строиться на основе всего одно безопасного телесного контакта (тепло, легкое прикосновение и т.п.). Без поддержки взрослого такие дети стремятся к уединению и аутостимуляции.

3. дети с недифференцированной привязанностью. Для таких детей характерны поверхностные, неупорядоченные, легко заменяющиеся новыми эмоциональные связи. Взаимодействия с взрослыми довольно развиты и разнообразны. Ребенок не стремиться к упрочнению этих связей, а просто усложняет свое поведение, чтобы быстрее добиться реализации своих желаний. Недифференцированная привязанность характеризуется элементами страха перед чужими взрослыми, и протестом против разлуки со «своим» взрослым. Привязанность к взрослому переплетена с привязанностью к другим детям, т.е. дети привязываются к взрослому не каждый по отдельности, а целыми группами, «группой своих детей». Отношения таких детей характеризуются боязнью разлуки, появлением заботы друг о друге, кооперацией. Такое отождествление себя с группой является более надежным источником чувства безопасности и уверенности.

4. группа «амбивалентные дети». В эту группу входят дети с ранним опытом проживания в семье. Привязанность формируется здесь в несколько этапов:
• Стадия знакомства - сдержанное поведение, при появлении интереса эмоциональная дистанция сохраняется;
• Вторая стадия – после недолгой разлуки, сначала – амбивалентное поведение, при контакте взрослого реакция – агрессия;
• Третья стадия - после 2ой разлуки, сначала – разочарованность, но через некоторое время интерес к взрослому возвращается.
Важная особенность амбивалентной привязанности – эмоциональная связь с взрослым не дает ребенку ощущение безопасности.

5. группа «социально-тревожные дети». Сюда относят детей с ранним опытом проживания в семье. Поведение привязанности у таких детей близко к норме. Ребенок привязан к какому-либо определенному воспитателю, которые уделяет ребенку больше внимания. Ребенок испытывает страх перед чужими, избегает контакта с ними.

6. группа «гармоничные дети». Сюда относят детей с ранним опытом проживания в семье. Поведение привязанности развивается нормально: такие дети способны сформировать иерархическую систему привязанностей. В возрасте 5-6 лет развитие привязанности может пойти 2мя путями:

Неизменившееся гармоничное поведение    Дисбалансированное поведение
(оттормаживание агрессивных элементов,    (фиксация агрессии за внимание
смещение недостатка внимания со стороны    взрослого, усиление негативизма
взрослого на игру) на своего взрослого, если тот уделяет внимание какому-то другому ребенку.)

Таким образом, нарушение привязанности у детей, воспитывающихся в детских домах, носит дифференцированный характер и зависит от наличия раннего эмоционального опыта (проживание в семье).

Выводы для шефства

С помощью учёта различной истории ребёнка можно понять и разное его поведение. А значит, и подобрать к каждому ребёнку свой подход. С пониманием отнестись к проблеме ребёнка и знать её причину.

Отредактировано marishoni (2012-03-30 23:27:32)