Фрейд, Р. Спитц, Д. Боулби, работая в приютах и детских домах, наблюдая за детьми, надолго разлучёнными с родителями, сформулировали основные положения теории привязанности, впоследствии интегрированной теорией депривации. Они рассматривали потребность в привязанности, как биологическую врождённую потребность. В результате своих исследований, Р. Спитц пришёл к выводу, что аффективная взаимность между матерью и младенцем стимулирует младенца и позволяет ему исследовать окружающий мир, способствуя развитию моторной активности, когнитивных процессов и мышления, интеграции и формированию навыков. Он провёл ряд наблюдений в детских домах и приютах и увиденные нарушения назвал анаклитической депрессией (депрессия, в основе которой лежит недостаток эмоциональной связи) или госпитализмом, заимствовав этот термин у Пфаундера. Дальнейшие многочисленные исследования госпитализма показали, что длительное пребывание в искусственных, изолированных от социума условиях могут приводить к развитию госпитализма как у детей, так и у взрослых. Этот синдром выражается в недоразвитии или утрате социальных навыков, эмоциональном уплощении, утрате активности и инициативности и страхе перед ними.

Наряду с первичной привязанностью к матери или замещающей ее фигурой, Боулби вводит понятие вторичной привязанности вследствие разлуки с матерью. Вторичными привязанностями называют такие отношения, развиваемые человеком с другими людьми – друзьями, учителями, приёмными родителями. Если потеря матери или замещающей её фигуры продолжается длительное время, то возникает не только первичная тревожность, но и печаль, депрессия, а также агрессия, одна из функций которой заключается в попытке достижения повторной связи. Этот факт важен для понимания причин агрессии, возникающей на первых этапах включения в приёмную семью, тогда она выступает как механизм поиска объекта привязанности и установления повторной связи с приёмной матерью. Многие исследования в рамках теории привязанности показали, что существует достаточно много возможностей для компенсации депривационных нарушений при создании определённых условий. Исследования также показали, что наличие опыта позитивных и стабильных межличностных отношений, пусть даже на более поздних этапах развития, являются важным предиктором последующей способности человека строить конструктивные отношения с другими людьми, с партнёром по жизни и в собственной семье. Конечно, несмотря на возможности компенсации депривационных нарушений, полностью скомпенсировать это невозможно. Так взрослые, имеющие в детстве надёжную привязанность, более способны к созданию устойчивых отношений, их социальные сети (сети общения) шире и дают им больше тепла и поддержки.

Выводы для шефства

Все дети в детских домах имеют синдром госпитализма, находятся в состоянии анаклитической депрессии и стремятся к вторичной (после разлуки с матерью) привязанности. Это естественная потребность, которая должна быть удовлетворена на максимально возможном уровне. Если нет приёмных родителей, то это возможно в некоторой степени скомпенсировать шефами, правильно строящими свои отношения с детьми.

Если шефов исключить из жизни детей, им придётся строить ненадёжную привязанность с воспитателем, что является гораздо более пагубным вариантом.