Это теория интерперсональных отношений как определяющих для психического развития ребёнка. Представители этой школы более оптимистично смотрели на возможности компенсации раннего травматического опыта при условии установления благоприятных и стабильных отношений на более поздних этапах развития.

Г.Салливен – один из основателей интерперсональной психоаналитической школы. Он считал, что надёжные и эмоционально удовлетворительные отношения в детстве – это база нормального психического развития. Соответственно, различные формы психической патологии Г. Салливен связывал с неудовлетворительными интерперсональными отношениями, как на ранних, так и на более поздних этапах развития.

Следствием ранних переживаний ребёнка является внутренний конфликт. Отягощённая форма конфликта Хорни связывает с ранними переживаниями отвержения, неприятия и других вариантов неудачных отношений с родителями.

Степень доверия, которым ребёнок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Если её недостаточно, то у ребёнка вырабатывается недоверие, боязливость, подозрительность по отношению к миру и к людям. Эриксон вводит понятие, которое является базисным для развития теории депривации, - «базисное недоверие к миру» у ребёнка, лишённого материнской любви. Эриксон отрицает фатальный характер раннего опыта для последующего развития. Он считает, что дети, лишённые материнского тепла и любви в младенчестве, могут стать нормальными взрослыми при условии, что дефицит был скомпенсирован на последующих этапах развития.

Выводы для шефства

Привязанность на ранних этапах играет очень важную роль, но на более поздних этапах детства её дефицит можно компенсировать.
В нашем случае, это шеф, который действительно поддерживает длительные, тёплые, доверительные отношения с ребёнком.