Бывает так, что "ваш" ребёнок сразу бросается в глаза и вы понимаете, что это именно он. Иногда большого количества времени нужно, чтобы выбрать ребёнка с обоюдным контактом.

И в том, и в другом случае не стоит спешить. "Ваш" ребёнок может оказаться совсем не "вашим".

Перед поездкой в детский дом определитесь, примерно на какой возраст вы настроены. Всё может быть, но неплохо бы заранее знать возрастной диапазон.

Ведь к каждому возрасту актуален свой подход.

Налаживание контакта с:

1) Малышами (3-7 лет). Обычно такие дети находятся в нулевой группе. Возможно, ваша команда уже подготовила развлекательную программу. Но, несмотря на это, советую запастись парочкой заранее подготовленных игр.

Это может быть игра в мячик как форма знакомства. Вы кидаете мячик - ловящий называет своё имя. Потом он кидает его обратно ведущему, и он кидает его следующему ребёнку. Потом ребёнок может назвать возраст, любимое блюдо, занятие, цветок, игру, время года, животное. Всё, что угодно. Лишь бы вовлечь детей в совместный интересный процесс. Впрочем, о занятиях с малышами стоит создать отдельную тему.

Главное - обеспечить процесс, в котором вы сможете как можно больше увидеть характер каждого ребёнка.

После игр можно попытаться поиграть с детьми более индивидуально. Выберите 1-3 детей и вовлеките их в более скромную игру.

Вам быстро станет видно, какой из детей с вами находится на одной волне.

2) Младшими школьниками (8-11 лет). Несмотря на то, что у детей этого возраста ведущей деятельностью является уже не игровая, а познавательная, всё равно стоит начать с игры. К тому же, дети в детдомах часто имеют задержки в развитии и не всегда вовремя проходят его фазы.

С детьми постарше уже не так просто наладить контакт, как с малышами. Тут могут появиться и очень стеснительные, и малоконтактные, забитые дети.

Цель этого этапа – включить каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу в группе. Для этого используется набор упражнений на концентрацию внимания, ритуальные приветствия или игры на присоединение, сплочение, чувствование группы.

Для начала можно провести такое же игровое знакомство, как и с малышами, только задавать более сложные вопросы.

Потом это могут быть настольные, подвижные, эмоциональные игры.
Набегавшись и наигравшись, можно отдохнуть. Возможно, некоторые дети сами начнут к вам подбегать и задавать вопросы. Но и вы можете проявить инициативу и подойти к интересующему вас ребёнку, предложив ему во что-то поиграть или поинтересоваться его увлечениями.

3) Средними школьниками (12-15 лет). Это уже подростки. Многие из них в силу возраста хотят казаться "крутыми", "взрослыми", "самостоятельными". Кто-то из них уже курит. Но пугаться этой возрастной группы не стоит. Они очень нуждаются в общении и заботе. Им как никогда нужно понимание их жизненных сложностей, кризисов, переходных моментов.

Можно предложить поиграть детям в уно, настольную игру, а также в игровой форме проверить их знания. Устраивания конкурсов и таких раскрепощающих игр, как ассоциации, здесь очень кстати.

После игр можно посидеть и с группкой детей начать разговор на общие темы, после чего плавно перейти к вопросам о их планах на будущее, конкретным интересам и увлечениям.

4) Молодыми людьми (16-21 лет). Не смотря на то, что в детдомах дети находятся обычно до 18 лет, существуют либо отдельные случаи, либо такие учреждения, где дети находятся и несколько лет после совершеннолетия.

Эти дети сейчас находятся на финишной прямой. Детство позади, а впереди взрослая жизнь и порог детского дома. Страшно. Кем они будут? Чем будут заниматься? Где будут жить? Как приготовить обед? Где заработать деньги? Все эти мысли уже начинают приходить в их головы, и так уставшие от остальных проблем, задач, жизни в детдоме.

Здесь вам придётся подойти к ним как ко взрослым. Да, это сложно. Ведь, скорее всего, они не побегут к вам с распростёртыми объятиями, как сделают это малыши. Их уже нужно по-взрослому заинтересовать.

Знакомство можно начать с занятия по профориентации. Скорее всего, для этого вам понадобиться помощь уже бывалой в этом деле группы.

5) Крохами (0-3 лет). Это отдельная тема и мало кто ездит (и пускает) в дома ребёнка волонтёров, кроме как тех, кто привозит средства гигиены. Но всё же бывает и такое.

Ведь развитие ребёнка в корне зависит от того, сколько времени с ним проводит взрослый в первые месяцы и годы жизни. Сколько его держали на ручках, насколько хороший уход он получил, сколько с ним занимались, разговаривали, с улыбкой смотрели в глаза.

Мамам сейчас не придётся долго объяснять, насколько это важно в жизни маленького человечка.

Комментарий к шагу: Если вы съездили, поездка прошла вполне успешной и вы думаете, что скорее всего среди этих детей кто-то и правда мог бы стать счастливым, став вашим подшефным, сообщите детям, что вы приедете ещё (естественно, если это так и есть). Это важно для того, чтобы они вас ждали. Ведь это важно для ребёнка знать, что эта "добрая тётя" приехала не единожды, бросив их в тот же день, а обязательно приедет ещё.