Ни для кого не секрет, что кроме всей важной помощи, которую дают детям шефы, существуют и не менее важные моменты, при которых всё шефство может не только пойти ко дну, но и нанести непоправимый вред.

В этой теме я дам краткий обзор основных проблем, подводных камней, грубых ошибок, которые могут возникнуть.

По каждой проблеме создана отдельная тема. Расположу их не в порядке важности, а скорее, в хронологии.

1) Эмоции.

Загореться шефством может каждый. Как и тот, кто действительно сможет вынести этот "пожизненный крест", со всей его ответственностью, регулярностью и постепенностью, так и тот, кого хватит всего на несколько поездок.

Самое главное - не начинать действовать на эмоциях. Сирот жалко всем, но даже люди, принявшие ребёнка в семью, порой возвращают его обратно. Почему? Они не оценили своих возможностей, не взяли во внимание особенности детей, их психологию, выбрали ребёнка по принципу "зацепились за симпатичное личико". Но что за этим личиком стоит, они не хотели знать заранее, или же строили себе прекрасные картины.

А на деле всё оказалось совсем по-другому. Оказалось, что дети не всегда приятны, послушны, у них есть серьёзные психологические проблемы и их надо корректировать с большим, длительным и кропотливым трудом.

2) Переоценка возможностей

Это когда люди начинают шефство до того, как серьёзно задумываются о том, есть ли у них душевные силы и время на то, чтобы действовать регулярно, постоянно и дозированно.

Мало просто сказать себе "у меня есть три свободных дня в месяц, которые я могу посвящать ребёнку". Нужно смотреть глубже. Будут ли они у тебя через год? А через пять лет?

Не растратишь ли ты первые порывы на усиленную, порой излишнюю, работу с подшефным, а потом перегоришь, насытишься, угаснешь?

3) Непоследовательность

Случается это тогда, когда люди слишком спешат в сближении контакта, либо действуют в корне некорректно.

Это, например, когда отношения с подшефным начинаются с подарков. Или когда шеф начинает что-то обещать ребёнку. А возможно, когда шеф старается скорее взять себе "выбранного" подшефного, не сблизившись с ним настолько, что будет уверен, что именно этому ребёнку он постарается дать всё, что только может дать шеф.

Обещать детям вообще ничего нельзя. Начинать общение с подарков тоже. Прежде всего, ребёнок должен увидеть в шефе человека, с которым можно контактировать и сотрудничать, а не дядю, который пришёл его повеселить, как и многие другие, и скоро уедет.

4) Спонсорство

Беда многих шефов. Дети начинают требовать подарки, деньги, блага. Они начинают воспринимать шефов не как близких людей, друзей, братьев, а как спонсоров. Людей, от которых они по праву могут требовать всё, что захотят.

Это представление должно измениться в самом начале, ещё с первой встречи, или же с первого письма. Иначе на другой уровень отношений выйти будет уже крайне трудно.

5) "А ты не заберёшь меня домой?"

Не заберёшь. Это честно, прямо и открыто. Не нужно питать глупых надежд. Скажите правду ребёнку как можно раньше. Как только он вам намекнёт или же задаст прямой вопрос.

Расскажите ему про "программу шефства", что шефы никого ни откуда не забирают, а являются друзьями.

Не бойтесь правды.

6) Подшефного обижают за то, что у него есть шеф

Случается это не так часто, как может показаться. Для того, чтобы сгладить этот момент, нужно сближаться с подшефным постепенно, не забывая, например, оказывать мелкие знаки внимания тем, кто вокруг. Становиться шефами всех детей не обязательно и вовсе не нужно. Но поддерживать здоровый минимальный контакт можно. Не отталкивайте их, отвечайте на их вопросы, не отказывайте им в вовлечении в совместную деятельность, если вы затеваете её с подшефным. Это сильно помогает.

7) Шефов мало, а детей много

Да, ситуация сложена такая, что детей очень много, а шефов крайне мало. Это и следствие того, что нет большого количество желающих, но больше того, что мало кто знает о шефстве и о том, насколько оно эффективно. Шефство вообще мало где проработано. Люди просто не знают, как и зачем становиться близкими людьми детям. Не знают, как избежать трудностей.

Желающих помогать "детям вообще" много. Стоит только пробежаться по форумам, группам и организациям. Очень многие люди собираются и раз в некоторое количество времени ездят к детям. Это говорит о том, что ресурсы есть, но некому их направить в нужное русло, организовать, обучить, стабилизировать, поддержать.

Вот и складывается ситуация в детдоме - к ним постоянно, чуть ли не каждый день (неделю, месяц, зависит от пропускной установки учреждения) ездят группы людей.

Если так посчитать, то это будет от 10 до 100 человек в месяц.

А шефов-то всё равно нет.

И получается, что на один детский дом в лучшем случае приходится по 5 постоянных шефов. А чаще детские дома и вообще не слышали о такой форме помощи.

Что делать, если у одного ребёнка есть шеф, а у остальной группы детей нет? Это не самая лучшая ситуация, которая может быть, но вспомните сказку о мальчике и морских звёздах, которые умирали на берегу моря. Спасалась только та звезда, которую мальчик кинул обратно в море. А звёзд было тысячи... В общем, об этом подробнее в отдельной теме.

8) Внезапное изменение положения

Вы - успешный шеф. Всё у вас как надо, и отношения сложились близкие, и регулярность есть, и ребёнок развивается. Но вдруг у вас случается что-то такое, почему вы не можете дальше проводить с подшефным время. Что-то непредвиденное.

Вы выходите замуж, рожаете детей, уезжаете в другую страну. Что же делать? Да, ситуация сложная, но подшефного бросать нельзя ни в коем случае. Иначе это будет предательством, особенно, если вы знакомы уже много лет.

В этом случае, если всё-таки это возможно, измените регулярность ваших встреч с ребёнком. Пусть это будет не раз в три недели, а, например, раз в месяц или даже раз в два месяца. И созванивайтесь или переписывайтесь с ребёнком каждую неделю. Но обязательно поддерживайте с ним какой бы то ни было контакт. Не бойтесь рассказать ребёнку о своих трудностях.

9) Ребёнок стал невменяемым

Либо он стал воровать, пить, курить, либо это потребительское отношение к вам, игнорирование ваших просьб, слов, неисполнение минимальных обязанностей, хамство, истерия.

Это уже вопрос, касающийся психологии детей. Тут нужна мягкая, последовательная, гибкая коррекция. Возможна консультация с психологом. Тут есть много вариантов, как это можно попытаться разрешить. В противном случае приостановите шефство на некоторое время.

10) Мнение, что шефство вредно и травматично, а помочь может только семья

Да, семья - самая приоритетная форма помощи сироте. Вне всякого сравнения.

Но в детском доме большинство детей имеют мало шансов на усыновление. Хорошо, если вашего подшефного заберут. Вы даже можете помочь распространять информацию о нём.

Но нужно посмотреть правде в глаза. Ребёнок проживёт в детском доме до 18-летия, так и не научившись строить длительные отношения, уметь их поддерживать на регулярной основе, а также многим бытовым, жизненным, необходимым навыкам, которые даёт шеф.

Отдельная тема - травма отсутствия привязанности у ребёнка. Дети, у которых она не сформирована даже на поздних этапах детства, в будущем вряд ли смогут создать семью. К тому же наличие близкого взрослого с точки зрения психологии позволяет здорово развиваться во всех планах - и в физиологическом, и в психологическом, и в духовном.

В семье этот ребёнок не побывает, но получить важный опыт он может.

Надеюсь, что вы избежите этих проблем, а если всё-таки столкнётесь, то достойно сумеете их решить!